Методические
рекомендации по кабинету здоровья
Кабинет здоровья имеет своей целью научить
и приучить всех участников процесса - это ученики, педагоги, родители по новому
относиться к здоровью, получить необходимые знания и навыки, действуя по принципу
«равный с равным». Внутренняя функция кабинета.
Жизненное пространство
ребенка не ограничивается школой, а потому у координационного центра есть и
внешняя функция – взаимодействие с внешней инфраструктурой:
1. медицинскими
центрами,
2. комплексными
центрами социального обслуживания населения, центрами «Семья».
3. учреждениями
дополнительного образования,
4. спортивными
школами.
Управление деятельностью кабинета здоровья
осуществляет директор школы. В каждой школе, к примеру, завуч традиционно
отвечает за учебный процесс, мы решили, что и за здоровье школьников тоже
должен быть ответственный сотрудник. Им стал
тьютор (заведующий кабинетом здоровья) – именно он внутри школы
координирует работу классных руководителей, учителей-предметников, медицинских работников,
педагогов дополнительного образования, тренера, учителя физической культуры,
психолога, логопеда, социального педагога, школьного инспектора по направлению
«Здоровый и безопасный образ жизни школьников».
Каждый из участников процесса, используя традиционные и дополнительные
формы работы, участвует в реализации
проекта, формируя у детей знания и навыки здорового образа жизни.
Важно, что деятельность тьютора поощряется персональной стимулирующей
надбавкой в соответствии с положением о НСОТ.
Помимо координации
внутри школы, тьютор выполняет роль координатора участников проекта за
пределами школы. Это и медицинские
центры, и комплексные центры социальной защиты населения, и учреждения
дополнительного образования, лечебно-профилактические учреждения и ВУЗы.
Функционально (и методически) кабинет разделен на 5 зон, где мы:
· учим
детей
· совершенствуемся
сами
· взаимодействуем, как равные участники процесса
· информируем
· предостерегаем.
Соответственно функционалу,
распланированы в кабинете и зоны:
- закрытая зона под
условным названием «Если возникла опасность!», собраны материалы по
профилактике алкоголизма, наркомании, и других форм девиантного
(отклоняющегося) поведения.
- информационная зона здесь широко
представлены рекламы и брошюры внешних партнеров школы.
Это медицинские и
медико-психологические центры, информация о возможных детско - подростковых
проблемах, брошюры о разного рода профилактике. Например: «По секрету:
Встречаться или не встречаться?», «Чем отличаются мальчики и девочки когда…»,
«Реализуй свое право на здоровье», «Это должен знать каждый» и т.д.
- зона родителей (регионально-ресурсная
база Образовательный портал Тверской области; лекторий для родителей; классные
родительские собрания; тренинги; индивидуальные консультации; посещения на дому;
телефон доверия);
- зона учащихся разбита по ступеням школы;
Начальная
школа – первый этап формирования
здорового образа жизни
Основные умения
и навыки на первом этапе:
• Соблюдаю
правила личной гигиены (чищу зубы, мою руки перед едой, делаю гимнастику для
глаз)
• Забочусь
о своем здоровье
• Правильно
закаляюсь
• Много
бегаю, плаваю, играю и танцую
• Хочу
быть сильным и здоровым
• Соблюдаю чистоту и порядок
• Правильно
питаюсь
• Пью
чистую воду
• Люблю
удобную и красивую одежду и обувь
• Умею
общаться и дружить
• Поступаю
по совести и справедливости
• Соблюдаю
правила дорожного движения
и
др.
Основная школа
– второй этап формирования здорового
образа жизни.
Основные умения,
навыки, привычки:
• Умею
знакомиться, слушать, убеждать, общаться, вести совместную деятельность
• Умею
контролировать свои эмоции
• Умею
общаться с противоположным полом
• Позитивно
отношусь к себе и
окружающим людям
• Ценю
здоровый образ жизни
• Питаюсь
рационально
• Соблюдаю
правила личной гигиены
• Правильно
пользуюсь косметикой
• Владею
навыками распределения времени
• Увлекаюсь
спортом и туризмом
• Бережно
отношусь к окружающей среде
• Владею
правилами безопасного поведения
• и
др.
Старшая школа – период ответственной
зрелости.
Основные умения, навыки, привычки, ценностные
ориентации и установки:
• Умею
делать правильный выбор
• Создаю
вокруг себя здоровьесберегающую среду
• Веду
здоровый образ жизни
• Употребляю
качественные продукты питания
• Личная
гигиена – норма моей жизни
• Контролирую
свое поведение
• Умею
остановиться, знаю чувство меры
• Ценю
человеческую жизнь и здоровье
• Толерантен
• Отвечаю
за себя и других
• Имею
активную гражданскую позицию
• Бережно
отношусь к окружающей среде
• Участвую
в волонтерском движении
и
др.
- зона учителей (образовательные
программы, программы элективных курсов по здоровьесбережению; регионально-ресурсная
база; Образовательный интернет-портал Тверской области; методические разработки
в помощь учителю и классному руководителю; методические разработки в помощь
учителю и классному руководителю; курсы повышения квалификации:
«Школа формирования здоровья»- на базе
Тверской государственной медицинской академии; обучающие семинары, тренинги,
мастер-классы на базе Тверского областного института усовершенствования
учителей).
3. Оснащение школьного кабинета
здоровья:
компьютеры (как
стационарные, так и портативные) с возможностью выхода в интернет с помощью Wi - Fi, аудио-
гарнитуры, видеооборудование, интерактивная доска, мебель для групповой и индивидуальной работы,
ростомер, весы, динамометр, спирометр и
др.
4. Методические материалы:
программы
профилактики, брошюры, учебные пособия, учебно-методические пособия
Демонстрационные
материалы: электронные информационные ресурсы, выставки работ учащихся и др.
5. Основные ресурсы школы:
1-медицинский
кабинет
2-кабинет
психолога
3-кабинет
логопеда
4-кабинет
социального педагога
5-спортивный
зал
6-школьная столовая,
7-информационный
школьный центр
Дополнительные ресурсы школы:
Кабинет психологической разгрузки, стоматологический
кабинет, бассейн, зал занятий ритмикой и
хореографией, тренажерный зал и др.
Кабинет здоровья имеет
возможность использовать внешние ресурсы. Внешние партнеры в профилактической и
просветительской деятельности: клиники, психологические центры, спортивные школы, фонды оздоровительной и развивающей тематики и тд.