Методические рекомендации по кабинету здоровья
Кабинет здоровья имеет своей целью научить и приучить всех участников процесса - это ученики, педагоги, родители по новому относиться к здоровью, получить необходимые знания и навыки, действуя по принципу «равный с равным». Внутренняя функция кабинета.
Жизненное пространство ребенка не ограничивается школой, а потому у координационного центра есть и внешняя функция – взаимодействие с внешней инфраструктурой:
1. медицинскими центрами,
2. комплексными центрами социального обслуживания населения, центрами «Семья».
3. учреждениями дополнительного образования,
4. спортивными школами.
Управление деятельностью кабинета здоровья осуществляет директор школы. В каждой школе, к примеру, завуч традиционно отвечает за учебный процесс, мы решили, что и за здоровье школьников тоже должен быть ответственный сотрудник. Им стал тьютор (заведующий кабинетом здоровья) – именно он внутри школы координирует работу классных руководителей, учителей-предметников, медицинских работников, педагогов дополнительного образования, тренера, учителя физической культуры, психолога, логопеда, социального педагога, школьного инспектора по направлению «Здоровый и безопасный образ жизни школьников».
Каждый из участников процесса, используя традиционные и дополнительные формы работы, участвует в реализации проекта, формируя у детей знания и навыки здорового образа жизни.
Важно, что деятельность тьютора поощряется персональной стимулирующей надбавкой в соответствии с положением о НСОТ.
Помимо координации внутри школы, тьютор выполняет роль координатора участников проекта за пределами школы. Это и медицинские центры, и комплексные центры социальной защиты населения, и учреждения дополнительного образования, лечебно-профилактические учреждения и ВУЗы.
Функционально (и методически) кабинет разделен на 5 зон, где мы:
· учим детей
· совершенствуемся сами
· взаимодействуем, как равные участники процесса
· информируем
· предостерегаем.
Соответственно функционалу, распланированы в кабинете и зоны:
- закрытая зона под условным названием «Если возникла опасность!», собраны материалы по профилактике алкоголизма, наркомании, и других форм девиантного (отклоняющегося) поведения.
- информационная зона здесь широко представлены рекламы и брошюры внешних партнеров школы.
Это медицинские и медико-психологические центры, информация о возможных детско - подростковых проблемах, брошюры о разного рода профилактике. Например: «По секрету: Встречаться или не встречаться?», «Чем отличаются мальчики и девочки когда…», «Реализуй свое право на здоровье», «Это должен знать каждый» и т.д.
- зона родителей (регионально-ресурсная база Образовательный портал Тверской области; лекторий для родителей; классные родительские собрания; тренинги; индивидуальные консультации; посещения на дому; телефон доверия);
- зона учащихся разбита по ступеням школы;
Начальная школа – первый этап формирования здорового образа жизни
Основные умения и навыки на первом этапе:
• Соблюдаю правила личной гигиены (чищу зубы, мою руки перед едой, делаю гимнастику для глаз)
• Забочусь о своем здоровье
• Правильно закаляюсь
• Много бегаю, плаваю, играю и танцую
• Хочу быть сильным и здоровым
• Соблюдаю чистоту и порядок
• Правильно питаюсь
• Пью чистую воду
• Люблю удобную и красивую одежду и обувь
• Умею общаться и дружить
• Поступаю по совести и справедливости
• Соблюдаю правила дорожного движения
и др.
Основная школа – второй этап формирования здорового образа жизни.
Основные умения, навыки, привычки:
• Умею знакомиться, слушать, убеждать, общаться, вести совместную деятельность
• Умею контролировать свои эмоции
• Умею общаться с противоположным полом
• Позитивно отношусь к себе и
окружающим людям
• Ценю здоровый образ жизни
• Питаюсь рационально
• Соблюдаю правила личной гигиены
• Правильно пользуюсь косметикой
• Владею навыками распределения времени
• Увлекаюсь спортом и туризмом
• Бережно отношусь к окружающей среде
• Владею правилами безопасного поведения
• и др.
Старшая школа – период ответственной зрелости.
Основные умения, навыки, привычки, ценностные ориентации и установки:
• Умею делать правильный выбор
• Создаю вокруг себя здоровьесберегающую среду
• Веду здоровый образ жизни
• Употребляю качественные продукты питания
• Личная гигиена – норма моей жизни
• Контролирую свое поведение
• Умею остановиться, знаю чувство меры
• Ценю человеческую жизнь и здоровье
• Толерантен
• Отвечаю за себя и других
• Имею активную гражданскую позицию
• Бережно отношусь к окружающей среде
• Участвую в волонтерском движении
и др.
- зона учителей (образовательные программы, программы элективных курсов по здоровьесбережению; регионально-ресурсная база; Образовательный интернет-портал Тверской области; методические разработки в помощь учителю и классному руководителю; методические разработки в помощь учителю и классному руководителю; курсы повышения квалификации:
«Школа формирования здоровья»- на базе Тверской государственной медицинской академии; обучающие семинары, тренинги, мастер-классы на базе Тверского областного института усовершенствования учителей).
3. Оснащение школьного кабинета здоровья:
компьютеры (как стационарные, так и портативные) с возможностью выхода в интернет с помощью Wi - Fi, аудио- гарнитуры, видеооборудование, интерактивная доска, мебель для групповой и индивидуальной работы, ростомер, весы, динамометр, спирометр и др.
4. Методические материалы:
программы профилактики, брошюры, учебные пособия, учебно-методические пособия
Демонстрационные материалы: электронные информационные ресурсы, выставки работ учащихся и др.
5. Основные ресурсы школы:
1-медицинский кабинет
2-кабинет психолога
3-кабинет логопеда
4-кабинет социального педагога
5-спортивный зал
6-школьная столовая,
7-информационный школьный центр
Дополнительные ресурсы школы:
Кабинет психологической разгрузки, стоматологический кабинет, бассейн, зал занятий ритмикой и хореографией, тренажерный зал и др.
Кабинет здоровья имеет возможность использовать внешние ресурсы. Внешние партнеры в профилактической и просветительской деятельности: клиники, психологические центры, спортивные школы, фонды оздоровительной и развивающей тематики и тд.
По материалам ТОИУУ - ВТК «Лаборатория «Кабинет здоровья»